Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                       Директор школы               Сальвассер Л.В.

Приложение к

УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

МБОУ «СИДОРЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(Дошкольная группа)

на 2020– 2021 учебный год

 

 

Беловский район 2020г.

 

Пояснительная записка

к учебному плану дошкольной группы

МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Сидоренковская СОШ» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм., внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  от 27.08.2015 № 41);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 310.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

  • Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;

  • «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015г. №2/15;

Основными задачами учебного плана являются:

1.Регламентация учебно-познавательной деятельности.

2.Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОО.

3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, институционного).

 

Педагогический коллектив работает по Основной общеобразовательной программе – образовательной программе ДОО. Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Радуга»: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са­да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва], парциальным программам В.Г. Алямовская «Здоровье», Р.Б. Стеркина «Основы безопасности и жизнедеятельности детей», «Экология» С.Н.Николаевой.

Все парциальные программы направлены на расширение содержания отдельной образовательной области обязательной части программы.

 

Данный выбор программ способствует целостности и системности образовательной работы, обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника, сохранению и укреплению здоровья, в соответствии с целями и задачами ООП, требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с Законом 273 – ФЗ в структуре учебного плана ДОО выделены две части: инвариантная 60% и вариативная 40%. Инвариантная часть реализует обязательную часть ООП ДОО. Инвариативная (обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы и части образовательной программы сформированной участниками образовательных отношений представлено парциальной программой, она дополняет содержание образовательной области, социально-коммуникативного развития и познавательное развитие. Реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня. Вариативная часть программы включает два направления: художественно-эстетическое, которое реализуется через парциальную программу по художественно-эстетическому развитию И.А. Лыковой (программа «Волшебные краски») и социально-коммуникативному развитию, построена на основе парциальной программы по О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркина («Ребенок в мире безопасности».)

Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной деятельности и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.

Вариативная часть учитывает условия дошкольной образовательной организации, интересы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, потребности родителей (законных представителей). Обе части учебного плана реализуются в тесном взаимодействии друг с другом, и направлены на всестороннее физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие детей.

Содержание ООП включает в себяследующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

1.Социально-коммуникативное развитие.

Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Ознакомление с окружающим миром», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2.Познавательное развитие.

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; формирование первичных представлений о себе, людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о социокультурных ценностях нашего народа.

Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Познавательное развитие», «ФЭМП», «Конструирование»

3.Речевое развитие.

Цель: обогащение и развитие речи воспитанников; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Развитие речи и речевое общение», «Обучение грамоте», «Ознакомление с художественной литературой».

4.Художественно-эстетическое развитие;

Цель: обогащение и расширение художественного опыта детей, совершенствование эстетического воспитания, умение видеть красоту созданного изображения, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Музыка», «Художественное творчество».

5.Физическое развитие.

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Физическое развитие.»

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, а так же в процессе организации различных компонентов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной, чтения художественной литературы).

При составлении учебного плана учитывалось соблюдение рекомендуемого количества непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста соответствует СанПиН 2.4.1. 3049-13.

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26

 

Для детей младшего возраста от 1,5 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не превышает 10 минут. Образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня.

 

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организованна в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия.

 

Учебный день делится на 3 блока:

1) образовательный блок 1 половины дня(7.00-9.00) включает в себя: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2) развивающий блок(9.00-11.00) – организованное обучение (в соответствии с расписанием организационной образовательной деятельности (ООД), представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

3) образовательный блок 2 половины дня (15.30-17.00) включает в себя:

- индивидуальную коррекционную работу;

-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА

Организованные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая

- с 1 сентября по 15 сентября – адаптационно-диагностический период;

- с 28 декабря по 10 января – новогодние каникулы;

- с 15 мая по 31 мая – диагностический период.

Образовательная деятельность направлена и на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительную, музыкальную. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и в форме занятий. Особое внимание необходимо уделять гигиене организации и проведения занятий с детьми, обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточную двигательную активность ребенка в течение дня. Педагоги дозируют объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

 

Формы организации специально организованной образовательной деятельности:

- для детей с 2 до 3 лет – подгрупповая;

- в дошкольных группах - подгрупповая, фронтальная.

 

Соблюдаются следующие традиции:

- по понедельникам «День радостных встреч»;

- по средам «Сладкий час» вечером;

- в пятницу вечером – планируется театрально-концертный досуг.

Непосредственно-образовательная деятельность дошкольной группы МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

 

Дни недели

Младшая группа

Старшая группа

 

9.00 – 9.10

9.15 – 9.25

 

9.00 – 9.25

9.35 – 10.05

15.45 – 16.10

Понедельник

Речевое развитие

1.Развитие речи

Физическая культура

2.Развитие движений

 

Познавательное развитие

1.Конструктивно-исследовательская деятельность

Художественно-эстетическое развитие

2. Конструирование

Физическое развитие

3.Физическая культура

 

Вторник

Познавательное развитие

1.Экспериментирование с материалами и веществами.

Художественно-эстетическое развитие

2.Музыкальное развитие

 

 

Познавательное развитие

1.ФЭМП

Художественно-эстетическое развитие

2.Музыкальное развитие

3.«Волшебные краски»

2 пол.дня

Среда

Художественно-эстетическое развитие

1.Рисование

Физическая культура

2.Развитие движений

 

Речевое развитие

1.Обучение грамоте

Художественно-эстетическое развитие

2. Художественное творчество

Физическое развитие

3.Физическая культура

Четверг

Художественно-эстетическое развитие

1. Музыкальное развитие

Художественно-эстетическое развитие

2.Лепка (аппликация)

 

Речевое развитие

1.Развитие речи

Художественно-эстетическое развитие

2. Музыкальное развитие

Художественно-эстетическое развитие

3.Продуктивная деятельность

 

Пятница

Речевое развитие

1.Развитие речи

Физическая культура

2.Развитие движений

 

Речевое развитие

1.Развитие речи

Физическое развитие

2. Физическая культура

3.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2 пол.дня

РЕЖИМ ДНЯ

в дошкольном учреждении (холодный период года сентябрь – май)

п/п

Распорядок дня

Младшая группа

Средняя (старшая) группа

1

Прием, осмотр, игры.

7.00-8.00

7.00-8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00-8.15

8.00-8.30

3

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

8.30-8.50

4

Игры, самостоятельная деятельность

 

8.50-9.00

 

8.50-9.00

 

5

Организованная непосредственная образовательная деятельность

 

9.00-9.25

 

9.00-10.40

6

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

 

10.40-11.30

 

10.40-11.30

7

Возвращение с прогулки

11.30-12.00

11.30-12.00

8

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

12.00-12.30

9

Подготовка ко сну, дневной сон

 

12.30-15.00

 

12.30-15.00

10

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

 

15.00-15.30

 

15.00-15.30

11

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.50

15.30-15.50

12

Организованная образовательная деятельность, игры , самостоятельная деятельность

 

 

15.50-16.10

 

 

15.50-16.10

13

Ознакомление с художественной литературой

 

-

16.10-16.25

14

Подготовка к ужину, ужин

16.25-16.45

16.25-16.45

15

Игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой

 

16.45-17.00

 

16.45-17.00

 

РЕЖИМ ДНЯ

в дошкольном учреждении (летний период)

п/п

Распорядок дня

Младшая группа

Средняя (старшая)

группа

1

Прием, осмотр, игры. (на участке)

7.00-8.00

7.00-8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00-8.15

8.00-8.30

3

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

8.30-8.50

4

Самостоятельная деятельность детей: игры.

8.50-9.30

8.50-9.30

4

Прогулка- совместная и самостоятельная деятельность

детей: игры, наблюдения, воздушные солнечные процедуры и т.д.

9.30-11.00

9.30-11.00

5

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.45-12.00

11.45-12.00

6

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

12.00-12.30

7

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

12.30-15.00

8

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.30

15.00-15.30

9

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.55

15.30-15.55

10

Подготовка к ужину, ужин

16.25-16.45

16.25-16.45

11

Игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой

16.45-17.00

16.45-17.00

 

 

 

Учебный план

МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

(дошкольная группа)

п/п

Образовательная

область

Непрерывно-образовательная деятельность

Разновозрастная группа

 

Младшая группа

Старшая группа

 

Инвариативная (обязательная) часть

Кол-во часов

 

 

1

Социально-коммуникативное развитие

Труд

Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей совместную деятельность взрослого и детей

Вынесена в образовательную деятельность в ходе режимных моментов и в совместную деятельность взрослого и детей

 

 

2

Познавательное развитие

ФЭМП

 

1

 

Познавательное развитие

1

1

 

3

Речевое развитие

Развитие речи

2

2

 

ознакомление с художественной литературой

На протяжении всего дня

На протяжении всего дня

 

Знакомство с буквами

 

1

 

4

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

2

2

 

Художественное творчество:

1

 

 

 

рисование

1

2

 

Лепка/аппликация

1

1 (чередуются)

 

Конструирование

 

1

 

5

Физическое развитие

Развитие движений

3

 

 

Физическая культура в помещении

-

2

 

Физическая культура на улице

-

1

 

Итого по инвариативной части:

10

14

 

 

Вариативная (часть формируемая участниками образовательного процесса

 

 

 

2.1

Социально-коммуникативное развитие

Парциальная программа «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева,

Н.И. Авдеева

 

-

 

1

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

ВСЕГО (СанПин)

 

10

15

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение

 

1

Социально-коммуникативное развитие

 

«Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду». Методическое руководство., Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова , Е.В. Соловьева и др.

«Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада». 2-е изд., Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др.

«Воспитание, образование, развитие детей 3-4 лет в детском саду».Методическое руководство, 3-е изд., Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.и, Гризик.

«Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду». Москва, «Прросвещение», Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.

«Воспитание , образование, развитие детей 5-6 лет в детском саду». Методическое руководство. Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова

«Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», Е.В. Соловьева.

"Я – Человек” Козловой С.А. Программа социального развития ребенка.-М.: «Школьная Пресса» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

"Основы безопасности детей дошкольного возраста”  Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.И. Авдеева, М.: «Гном и Д»

«Азбука дорожного движения» (познавательные занятия по ПДД с 3-7 лет) -  Т.Б.Соколовой

«Юный эколог» С.Н.Николаевой

2

Познавательное развитие

«Формирование математических представлений детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», Е.В. Соловьева.

«Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева.

«Познаю мир». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста.

Познаю мир». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.

 

 

3

Речевое развитие

Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего

Дошкольного возраста. – 32с.: ил.(в обл.)

 

Гербова В. В. Учсь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста.

« На пороге школы». Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф .Климанова, Е.В. Соловьева, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон.\

«Познавательное развитие детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик.

 

4

Художественно-эстетическое развитие

«Художественный и ручной труд в детском саду». Москва, «Просвещение», В.М. Кошелев.

«Народное искусство и детское творчество». Москва, «Просвещение», А.А. Грибовская.

«Уроки вежливости для малышей». Москва, «ЭКСМО», Ольга Александровна.

«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва, «Просвещение», Т. Н. Доронова.

«Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова С-П «Композитор»

 

5

Физическое развитие

«Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева.

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе ДОУ», Новокузнецк. Под редакцией М.Б. Федорцевой, Н.В. Ойцевой, О.В. Журавлевой.

«Оздоровительная работа в ДОУ», Волгоград, «Учитель», М.С. Горбатова.

«Физкультурные занятия в детском саду»Л.И.Пензулаева.