Утверждаю
Директор школы Сальвассер Л.В.
Приложение к
УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
МБОУ «СИДОРЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(Дошкольная группа)
на 2021– 2022 учебный год
Беловский район 2021г.
Пояснительная записка
к учебному плану дошкольной группы
МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»
Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Сидоренковская СОШ» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм., внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 № 41);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 310.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015г. №2/15;
Основными задачами учебного плана являются:
1.Регламентация учебно-познавательной деятельности.
2.Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОО.
3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, институционного).
Педагогический коллектив работает по Основной общеобразовательной программе – образовательной программе ДОО. Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Радуга»: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва], парциальным программам В.Г. Алямовская «Здоровье», Р.Б. Стеркина «Основы безопасности и жизнедеятельности детей», «Экология» С.Н.Николаевой.
Все парциальные программы направлены на расширение содержания отдельной образовательной области обязательной части программы.
Данный выбор программ способствует целостности и системности образовательной работы, обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника, сохранению и укреплению здоровья, в соответствии с целями и задачами ООП, требованиями ФГОС ДО.
В соответствии с Законом 273 – ФЗ в структуре учебного плана ДОО выделены две части: инвариантная 60% и вариативная 40%. Инвариантная часть реализует обязательную часть ООП ДОО. Инвариативная (обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы и части образовательной программы сформированной участниками образовательных отношений представлено парциальной программой, она дополняет содержание образовательной области, социально-коммуникативного развития и познавательное развитие. Реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня. Вариативная часть программы включает два направления: художественно-эстетическое, которое реализуется через парциальную программу по художественно-эстетическому развитию И.А. Лыковой (программа «Волшебные краски») и социально-коммуникативному развитию, построена на основе парциальной программы по О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркина («Ребенок в мире безопасности».)
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной деятельности и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Вариативная часть учитывает условия дошкольной образовательной организации, интересы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, потребности родителей (законных представителей). Обе части учебного плана реализуются в тесном взаимодействии друг с другом, и направлены на всестороннее физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие детей.
Содержание ООП включает в себя следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.Социально-коммуникативное развитие.
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Ознакомление с окружающим миром», «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
2.Познавательное развитие.
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; формирование первичных представлений о себе, людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о социокультурных ценностях нашего народа.
Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Познавательное развитие», «ФЭМП», «Конструирование»
3.Речевое развитие.
Цель: обогащение и развитие речи воспитанников; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Развитие речи и речевое общение», «Обучение грамоте», «Ознакомление с художественной литературой».
4.Художественно-эстетическое развитие;
Цель: обогащение и расширение художественного опыта детей, совершенствование эстетического воспитания, умение видеть красоту созданного изображения, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Музыка», «Художественное творчество».
5.Физическое развитие.
Цель: укрепление и сохранение здоровья детей, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Включает непосредственно-образовательную деятельность: «Физическое развитие.»
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, а так же в процессе организации различных компонентов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной, чтения художественной литературы).
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение рекомендуемого количества непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста соответствует СанПиН 2.4.1. 3049-13.
По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26
Для детей младшего возраста от 1,5 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не превышает 10 минут. Образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организованна в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия.
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня(7.00-9.00) включает в себя: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2) развивающий блок(9.00-11.00) – организованное обучение (в соответствии с расписанием организационной образовательной деятельности (ООД), представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
3) образовательный блок 2 половины дня (15.30-17.00) включает в себя:
- индивидуальную коррекционную работу;
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА
Организованные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая
- с 1 сентября по 15 сентября – адаптационно-диагностический период;
- с 28 декабря по 10 января – новогодние каникулы;
- с 15 мая по 31 мая – диагностический период.
Образовательная деятельность направлена и на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительную, музыкальную. Педагог дозирует объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и в форме занятий. Особое внимание необходимо уделять гигиене организации и проведения занятий с детьми, обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточную двигательную активность ребенка в течение дня. Педагоги дозируют объем образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Формы организации специально организованной образовательной деятельности:
- для детей с 2 до 3 лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповая, фронтальная.
Соблюдаются следующие традиции:
- по понедельникам «День радостных встреч»;
- по средам «Сладкий час» вечером;
- в пятницу вечером – планируется театрально-концертный досуг.
Непосредственно-образовательная деятельность дошкольной группы МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»
Дни недели |
Младшая группа |
Старшая группа |
|
9.00 – 9.10 9.15 – 9.25
|
9.00 – 9.25 9.35 – 10.05 15.45 – 16.10 |
Понедельник |
Речевое развитие 1.Развитие речи Физическая культура 2.Развитие движений
|
Познавательное развитие 1.Конструктивно-исследовательская деятельность Художественно-эстетическое развитие 2. Конструирование Физическое развитие 3.Физическая культура
|
Вторник |
Познавательное развитие 1.Экспериментирование с материалами и веществами. Художественно-эстетическое развитие 2.Музыкальное развитие
|
Познавательное развитие 1.ФЭМП Художественно-эстетическое развитие 2.Музыкальное развитие 3.«Волшебные краски» 2 пол.дня |
Среда |
Художественно-эстетическое развитие 1.Рисование Физическая культура 2.Развитие движений
|
Речевое развитие 1.Обучение грамоте Художественно-эстетическое развитие 2. Художественное творчество Физическое развитие 3.Физическая культура |
Четверг |
Художественно-эстетическое развитие 1. Музыкальное развитие Художественно-эстетическое развитие 2.Лепка (аппликация)
|
Речевое развитие 1.Развитие речи Художественно-эстетическое развитие 2. Музыкальное развитие Художественно-эстетическое развитие 3.Продуктивная деятельность
|
Пятница |
Речевое развитие 1.Развитие речи Физическая культура 2.Развитие движений
|
Речевое развитие 1.Развитие речи Физическое развитие 2. Физическая культура 3.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2 пол.дня |
РЕЖИМ ДНЯ
в дошкольном учреждении (холодный период года сентябрь – май)
№ п/п |
спорядок дня |
Младшая группа |
Средняя (старшая) группа |
1 |
Прием, осмотр, игры. |
7.00-8.00 |
7.00-8.00 |
2 |
Утренняя гимнастика |
8.00-8.15 |
8.00-8.30 |
3 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.50 |
8.30-8.50 |
4 |
Игры, самостоятельная деятельность |
8.50-9.00 |
8.50-9.00 |
5 |
Организованная непосредственная образовательная деятельность |
9.00-9.25 |
9.00-10.40 |
6 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) |
10.40-11.30 |
10.40-11.30 |
7 |
Возвращение с прогулки |
11.30-12.00 |
11.30-12.00 |
8 |
Подготовка к обеду, обед |
12.00-12.30 |
12.00-12.30 |
9 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.30-15.00 |
12.30-15.00 |
10 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00-15.30 |
15.00-15.30 |
11 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.50 |
15.30-15.50 |
12 |
Организованная образовательная деятельность, игры , самостоятельная деятельность |
15.50-16.10 |
15.50-16.10 |
13 |
Ознакомление с художественной литературой |
- |
16.10-16.25 |
14 |
Подготовка к ужину, ужин |
16.25-16.45 |
16.25-16.45 |
15 |
Игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой |
16.45-17.00 |
16.45-17.00 |
РЕЖИМ ДНЯ
в дошкольном учреждении (летний период)
№ п/п |
Распорядок дня |
Младшая группа |
Средняя (старшая) группа |
1 |
Прием, осмотр, игры. (на участке) |
7.00-8.00 |
7.00-8.00 |
2 |
Утренняя гимнастика |
8.00-8.15 |
8.00-8.30 |
3 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.50 |
8.30-8.50 |
4 |
Самостоятельная деятельность детей: игры. |
8.50-9.30 |
8.50-9.30 |
4 |
Прогулка- совместная и самостоятельная деятельность детей: игры, наблюдения, воздушные солнечные процедуры и т.д. |
9.30-11.00 |
9.30-11.00 |
5 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
11.45-12.00 |
11.45-12.00 |
6 |
Подготовка к обеду, обед |
12.00-12.30 |
12.00-12.30 |
7 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.30-15.00 |
12.30-15.00 |
8 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00-15.30 |
15.00-15.30 |
9 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.55 |
15.30-15.55 |
10 |
Подготовка к ужину, ужин |
16.25-16.45 |
16.25-16.45 |
11 |
Игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой |
16.45-17.00 |
16.45-17.00 |
Учебный план
МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольная группа)
№ п/п |
Образовательная область |
Непрерывно-образовательная деятельность |
Разновозрастная группа |
|
|||||
Младшая группа |
Старшая группа |
|
|||||||
Инвариативная (обязательная) часть |
Кол-во часов |
|
Количество часов |
|
|||||
1 |
Социально-коммуникативное развитие |
Труд Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. |
Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей совместную деятельность взрослого и детей |
Вынесена в образовательную деятельность в ходе режимных моментов и в совместную деятельность взрослого и детей
|
|
||||
2 |
Познавательное развитие |
ФЭМП |
|
1 |
|
||||
Познавательное развитие |
1 |
1 |
|
||||||
3 |
Речевое развитие |
Развитие речи |
2 |
2 |
|
||||
ознакомление с художественной литературой |
На протяжении всего дня |
На протяжении всего дня |
|
||||||
Знакомство с буквами |
|
1 |
|
||||||
4 |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыка |
2 |
2 |
|
||||
Художественное творчество: |
1 |
|
|
||||||
рисование |
1 |
2 |
|
||||||
Лепка/аппликация |
1 |
1 (чередуются) |
|
||||||
Конструирование |
|
1 |
|
||||||
5 |
Физическое развитие |
Развитие движений |
3 |
|
|
||||
Физическая культура в помещении |
- |
2 |
|
||||||
Физическая культура на улице |
- |
1 |
|
||||||
Итого по инвариативной части: |
10 |
14 |
|
13 |
|
||||
Вариативная (часть формируемая участниками образовательного процесса |
|
|
|
||||||
2.1 |
Социально-коммуникативное развитие |
Парциальная программа «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.И. Авдеева |
- |
1 |
|
||||
|
ИТОГО: |
|
|
|
|||||
|
ВСЕГО (СанПин) |
|
10 |
15 |
|
Программно-методическое обеспечение
1 |
Социально-коммуникативное развитие
|
«Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду». Методическое руководство., Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова , Е.В. Соловьева и др. «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада». 2-е изд., Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. «Воспитание, образование, развитие детей 3-4 лет в детском саду».Методическое руководство, 3-е изд., Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.и, Гризик. «Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду». Москва, «Прросвещение», Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. «Воспитание , образование, развитие детей 5-6 лет в детском саду». Методическое руководство. Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет». Москва, «Просвещение», Е.В. Соловьева. "Я – Человек” Козловой С.А. Программа социального развития ребенка.-М.: «Школьная Пресса» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). "Основы безопасности детей дошкольного возраста” Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.И. Авдеева, М.: «Гном и Д» «Азбука дорожного движения» (познавательные занятия по ПДД с 3-7 лет) - Т.Б.Соколовой «Юный эколог» С.Н.Николаевой |
2 |
Познавательное развитие |
«Формирование математических представлений детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», Е.В. Соловьева. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. «Познаю мир». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. Познаю мир». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик, развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.
|
3 |
Речевое развитие |
Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего Дошкольного возраста. – 32с.: ил.(в обл.)
Гербова В. В. Учсь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. « На пороге школы». Москва, «Просвещение», Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф .Климанова, Е.В. Соловьева, Л.Е. Тимощук, С.Г. Якобсон.\ «Познавательное развитие детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», Т.И. Гризик.
|
4 |
Художественно-эстетическое развитие |
«Художественный и ручной труд в детском саду». Москва, «Просвещение», В.М. Кошелев. «Народное искусство и детское творчество». Москва, «Просвещение», А.А. Грибовская. «Уроки вежливости для малышей». Москва, «ЭКСМО», Ольга Александровна. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва, «Просвещение», Т. Н. Доронова. «Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова С-П «Композитор»
|
5 |
Физическое развитие |
«Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». Москва, «Просвещение», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе ДОУ», Новокузнецк. Под редакцией М.Б. Федорцевой, Н.В. Ойцевой, О.В. Журавлевой. «Оздоровительная работа в ДОУ», Волгоград, «Учитель», М.С. Горбатова. «Физкультурные занятия в детском саду»Л.И.Пензулаева.
|