"БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ"

 Родители школьников могут принять участие в профориентационном проекте «Билет в будущее» и пройти специальный курс

Уже несколько лет школьники нашего региона принимают участие во Всероссийском профориентационном проекте «Билет в будущее». Опытные педагоги помогают учащимся 6-11 классов подробнее узнать о различных профессиях и выявить склонность к определенным сферам деятельности. В рамках проекта предусмотрены экскурсии на ведущие предприятия, где дети знакомятся со спецификой работы.

Важную роль в выборе специальности играют родители. Их задача – максимально помочь подростку сориентироваться на рынке труда и образовательных услуг, чтобы не ошибиться с выбором специальности. В рамках проекта «Билет в будущее» разработан специальный курс «Родители в теме». Он возможность и инструменты родителям, чтобы развить собственные компетенции в понимании рынка труда, чтобы можно было лучше ориентироваться в мире современных профессий и самое главное, понимать свою роль и помощь в выборе ребенку: где ему нужно помочь, где не мешать в том выборе, который он делает, а самое главное – дать те инструменты, которые можно для этого использовать. В курсе есть информация на тему выбора профессии, в том числе ответы на вопросы: когда стоит начинать профориентацию, когда стоит задумываться, все ли в порядке у ребенка относительно профессионального самоопределения, а самое главное, различные практики и инструменты, которые позволяют оказать помощь ребенку, исходя из родительской роли.

Курс состоит из 5 модулей в формате видеоуроков. В первом модуле разбирается многообразие профессий и современные траектории развития карьеры. Во втором родители узнают о том, какие этапы профессионального самоопределения проходит подросток, как поддержать и помочь ему на этом пути, и что важно знать о подростке родителю и подростку о себе самом для грамотного выбора будущей профессии. Родители подробно изучат тренды и актуальное положение дел на рынке труда в третьем модуле. Они узнают о перспективных профессиях и отраслях экономики, о необходимых навыках, важных для работодателей сегодня, а также о том, какие существуют инструменты для знакомства подростков с профессиями и как корректно говорить с ребенком о будущем. Четвертый модуль касается образовательного ландшафта и рассказывает об основных стратегиях построения образовательной траектории. Модуль в том числе помогает разобраться, как изучать вузы и колледжи, как работать с агрегаторами информации и какими источниками пользоваться, как читать учебные планы и зачем. В рамках завершающего модуля родители получают инструменты для формирования плана действий для поддержки ребенка в самоопределении. Также, в рамках курса предусмотрены семейные тесты, чек-листы и планировщики.

 Пройти курс можно бесплатно в любое удобное время. Все материалы курса опубликованы на официальном сайте проекта «Билет в будущее» по ссылке https://bvbinfo.ru/for-parents.

 

Ссылки на профориентационные материалы 

 https://www.google.com/url?q=https://disk.yandex.ru/edit/d/gvHk3-4BuGncuVWr9eTo0SPegnqahzm72s0qoIz-cKg6bkVOMnVKNVlJUQ&sa=D&source=editors&ust=1729065292772865&usg=AOvVaw0I9FwBsNbliGF83O9L6sFM

 https://www.google.com/url?q=https://disk.yandex.ru/d/gqK5O7lQU07E6A&sa=D&source=editors&ust=1729065292773198&usg=AOvVaw3DyNjuPuw9L6Ms2Neo936O

 https://www.google.com/url?q=https://disk.yandex.com.am/d/eZrVEOseca77vA&sa=D&source=editors&ust=1729065292773976&usg=AOvVaw0zZZImbiygOgVYAtJjaFNx

 https://www.google.com/url?q=https://cloud.mail.ru/public/pKK5/2Qf4XPL8m&sa=D&source=editors&ust=1729065292774203&usg=AOvVaw2SQzHLR6bu9rgSjjyYI--s

 https://www.google.com/url?q=https://disk.yandex.ru/i/nwaSyjPqtLM_ng&sa=D&source=editors&ust=1729065292774603&usg=AOvVaw3PvSyzrQkLyzMYzNKwSFSD

 https://www.google.com/url?q=https://www.kp.ru/daily/27646/4997753/&sa=D&source=editors&ust=1729065292775525&usg=AOvVaw2SE50J0vpWGDzqqy5VI2j3

 https://www.google.com/url?q=https://bvbinfo.ru/media/news/chto-na-samom-dele-dumayut-shkolniki-i-uchitelya-o&sa=D&source=editors&ust=1729065292775817&usg=AOvVaw1hFUxL8hPFdHKIHXj_PmJt

https://www.google.com/url?q=https://www.kp.ru/daily/27645/4996198/&sa=D&source=editors&ust=1729065292776098&usg=AOvVaw1PHdt7hq5YSGAvJ_piyxbP

Памятка для родителей Как помочь своему ребенку в выборе профессии

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача

–помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях,

сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это

помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.

Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет

получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то

Же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера,

переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть

способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность,

работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание –журналистика. Однако,

профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и

взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже

решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется

работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий

предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных

занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например,

хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам.

Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно

стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя,

родители, специальная литература.

Выбор профессии под давлением родителей

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора

подростка:

  • ·нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который

в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через

ребенка они пытаются реализовать свою мечту;

  • ·часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»:

«Будь врачом –нас и себя будешь лечить», «Становись поваром

–хоть готовить научишься» и  т.д.;

  • ·еще одно родительское заблуждение

–представление о том, что высшее образование, которое

непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением

удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение

высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и

реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае

–высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ

–техникум

–ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать,

но не заставлять.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать

следующие факторы:

Первый фактор

–«Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся,

представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор

–«Могу»

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь

ему выявить

способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно

применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор

–«Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить

профессиональное образование по избранной специальности.

1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.

2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.

3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.

4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного

плана.

 Отчет о проведенном Фестивале рабочих профессий

 

 

Об открытии Всероссийского профориентационного Портала «Траектория успеха»

(Интернет-ссылка -  http:// школа-профориентация.рф/)

Руководствуясь ключевыми задачами по совершенствованию системы профессиональной ориентации и развития молодежи, обозначенными в рамках заседаний рабочих групп на Всероссийском форуме но профессиональному самоопределению молодежи «Траектория успеха» (организаторы: Федеральное агентство по делам молодежи, Центр профориентационного и карьерного сопровождения, ФГБУ «РЦСМП», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»), Центр профориентационного и карьерного сопровождения формирует Всероссийский профориентационный портал «Траектория успеха» (адрес в Интернете: школа-профориентация.рф).

Портал формируется в рамках программы по развитию молодежного кадрового потенциала (ссылка: школа-профориентация.рф/programma.pdf) в целях реализации дополнительных мер по совершенствованию системы профориентации подростков и молодежи в интересах обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, что напрямую связано с решением государственной задачи - инновационное развитие и модернизация экономики страны.