Памятка для родителей Как помочь своему ребенку в выборе профессии
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача
–помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях,
сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это
помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.
Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет
получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то
Же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера,
переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть
способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность,
работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание –журналистика. Однако,
профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и
взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже
решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется
работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий
предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных
занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например,
хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам.
Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно
стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя,
родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора
подростка:
- ·нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который
в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через
ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- ·часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»:
«Будь врачом –нас и себя будешь лечить», «Становись поваром
–хоть готовить научишься» и т.д.;
- ·еще одно родительское заблуждение
–представление о том, что высшее образование, которое
непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением
удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение
высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и
реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае
–высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ
–техникум
–ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать,
но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать
следующие факторы:
Первый фактор
–«Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся,
представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор
–«Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь
ему выявить
способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно
применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор
–«Надо»
Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить
профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного
плана.
Отчет о проведенном Фестивале рабочих профессий
Об открытии Всероссийского профориентационного Портала «Траектория успеха»
(Интернет-ссылка - http:// школа-профориентация.рф/)
Руководствуясь ключевыми задачами по совершенствованию системы профессиональной ориентации и развития молодежи, обозначенными в рамках заседаний рабочих групп на Всероссийском форуме но профессиональному самоопределению молодежи «Траектория успеха» (организаторы: Федеральное агентство по делам молодежи, Центр профориентационного и карьерного сопровождения, ФГБУ «РЦСМП», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»), Центр профориентационного и карьерного сопровождения формирует Всероссийский профориентационный портал «Траектория успеха» (адрес в Интернете: школа-профориентация.рф).
Портал формируется в рамках программы по развитию молодежного кадрового потенциала (ссылка: школа-профориентация.рф/programma.pdf) в целях реализации дополнительных мер по совершенствованию системы профориентации подростков и молодежи в интересах обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, что напрямую связано с решением государственной задачи - инновационное развитие и модернизация экономики страны.